Давно читаете нас?ЗарегистрироватьсяВойтиИзбранное Случайное |Календарь
Обзоры

10 лет вместе с The Black Keys

Автор: Даниил Бузановский

 

Мы так привыкли к загорающимся звёздам, которые начинают карьеру броско, ярко, прямо как ракетоноситель: чем выше поднимутся, тем медленнее летят. The XX, к примеру, или (да простят меня Беллами и Мартин) Muse с Coldplay. Уверен, у каждого найдутся примеры попроще, но также оставившие отпечаток, некую ностальгию по тому, какими они были, и грусть по тому, какими стали. А что если поискать группу, творящую под девизом «Per aspera ad Astra» («Через тернии к звёздам»)?

“The Black Keys! – Не, чувак, не слышал.” Эх, как часто мне приходилось слышать такой ответ от знакомых, но как только напоминаешь им о рекламном ролике «Билайна» с чертовски запоминающейся мелодией, то сразу «Оу, как ты сказал? Black Keys? The Black Keys?! М-м-м, должно быть, здоровские парни».

Конечно, для большинства простых смертных, ничего не сведущих в современной музыке, это просто очередные янки, играющие блюз-рок, которых полно в Америке. Так и есть, точнее так и было до недавнего времени. А сейчас The Black Keys – хэдлайнеры мировых гастролей и фестивалей, одно только выступление самих Arctic Monkeys на разогреве Кейсов говорит о многом. Как группа, записывавшая первые альбомы в подвале на дилетантской аппаратуре, смогла достичь таких высот?
Думаю, не стоит распространяться насчёт биографии – Дэн Ауэрбах и Патрик Карни стали играть как The Black Keys с 2002-го года, и, записав в подвале “Карни” первые шесть демок, начали своё упорное восхождение к музыкальному Олимпу. Несмотря на лестные отзывы критиков, признание публики они получили нескоро, к слову, только пятый альбом Кейсов, «Attack & Release» был записан в профессиональной студии (!). Поэтому раскрутке группы  во многом помогло распространение их песен в рекламе и саундтреках к фильмам (именно благодаря «Limitless” я их впервые услышал). Но намного интереснее следить за изменениями в стиле группы, чувствовать по еле уловимым штрихам смену настроений и т д., нежели просто смотреть о кассовости их сборов. А именно это я и предлагаю сделать.

Я слушаю музыку на ходу, и обычно в стандартный трип из дома и обратно получается послушать полновесный альбом. Также было и с The Black Keys. Сейчас я думаю, что название «Чёрные клавиши» было взято не просто так – хотя у группы есть своё объяснение, у меня родилась собственная версия: черные цвет тем и примечателен, что он не просто черный, а практически любой цвет природной палитры, находящийся в тени (вспомнить хотя бы «Чёрный квадрат» Малевича :)). Поэтому для каждого альбома у меня родилась цветовая ассоциация.

 

The Big Come Up (2002)коричнево-дымчатый, как след, оставленный кубинской сигарой (хотел написать «как у свежепойманного негра», но это недипломатично). Когда слушаешь их дебютник, возникает картинка приехавших в Новый Орлеан 20-х годов провинциалов, пораженных культурой, стилем и ритмом настоящих блюзменов. Любовь и восхищение к своим предшественникам – вот чем прямо-таки сквозит первая работа Кейсов.

Thickfreakness (2003)серый, цвет неудачи и потолка в захудалой придорожной гостинице, где просыпаются уже маститые, но невезучие и непохмелившиеся гастролирующие музыканты. В этом альбом я услышал дальнейшее развитие начатого в дебютном альбоме, но с наплевательским отношением, пофигизмом, как будто они ещё ищут себя и не боятся эксперементировать.

Далее идут Rubber Factory (2004),  The Moan (ЕР – 2004) и Chulahoma ~ The songs of Junior Кimbrough (ЕР – 2006)пыльно-жёлтый. Они объединены не только тем, что я их прослушал залпом, без перерыва, но и единым чувством – ощущение было такое, как будто ты едешь в старинном дилижансе! Да, именно в дилижансе, вы скажите – во времена дилижансов было кантри, при чём тут блюз-рок?! Но для нас блюз-рок – как конная тяга для XIX века, устарела, но всё так же притягательна. Вот и от песни к песне в этих работах Кейсы путешествуют, открывая нам настоящую Америку, отличную от нынешней «империи Зла» с небоскребами и военными базами во всех уголках мира, притягательную романтикой Дикого Запада и настоящей американской мечтой. Пыльно-жёлтый – именно такими были последние дилижансы (а ещё у Дэна добрая половина гитар этого цвета).

Magic Potion (2006)тёмно-синий. Этот альбом – уже и не продолжение предыдущих работ, но и нечто новое, он остановился на полном ходу и как бы выбирает дорогу, это выражается в чрезмерно затянутых хуковых репризах и переборах в «финтах вокруг одной ноты». Когда мы выбираем путь, часто смотрим на небо, оттого и ассоциация (правда, возможно, ещё и от синего яйца Фаберже на обложке).


Attack & Release (2008)бардово-красный. В этой работе Кейсов начало исчезать то очарование, которые было все предыдущие работы, присуще блюзово-блюграссовому элементу в их творчестве, и появилось новые оттенки, более зрелые и интересные – благодаря использованию духовых, клавишных аранжировок и бас-гитары. Номинально оставаясь дуэтом, они стали полноценной в стандартном понимании группой, что значительно увеличило их музыкальный диапазон и потенциал.

Brothers (2010)чёрный, чернее некуда. Перед альбомом Ауэрбах написал свой сольник «Keep It Hid», в котором уже совсем отчетливо угадывались веяния инди- и гаражного рока (ранее бывшие лишь оттенками), который несомненно повлиял на характер “Brothers” – они точно перешли на новый уровень, полностью обновились, песни стали рафинированнее, но к ним добавился непередаваемый шарм, чисто «блэккейсовский стиль»! Теперь они настолько круты! А круче чёрного цвета нет.

El Camino (2011)золотой. Несомненно, это лучший альбом Кейсов на данный момент, энергия, так долго и вязко выходившая из них в предыдущих пьяняще-медленных композициях наконец-то вырвалась наружу! Они – хэдлайнеры, призеры множества музыкальных премий и просто группа с мировым именем. Дух захватывает от риффов новых песен, причем все новшества не происходят без ещё лучшего оформления излюбленных музыкальных фигур. Золотой альбом – топовый, чуть ли не каждая песня в нём – стопроцентный хит, для сравнения, в предыдущем их было две-три от силы.


Как ни крути, а факты налицо – The Black Keys серьёзно выбивается из стандартного клише для американских рок-групп, это настоящий band, в своём исконном значении. Не берусь говорить точно, но сложилось впечатление, что песни с последних двух альбомов – просто «отшлифованные» варианты старых, с предыдущих работ, повторяются и темы, и целые риффы, но это только к вопросу о прогрессе: группа постоянно совершенствует своё звучание, а как мы знаем, practice makes perfect. Получается контраст – самая что ни на есть американская группа современности стала великой благодаря кропотливому труду? Похоже на оговорочку по Марксу, но так и должно быть, ведь даже величайшие композиторы с небес концерты не писали.

Засим музыкальное расследование заканчивается. Признаю, что был субъективен, но ведь трудно быть объективным, когда пишешь про одну из своих любимейших групп. Ну и напоследок – моя личная подборка их песен.

- The Lengths
- Have Mercy on Me
- Your touch
- Psychotic Girl
- Lies
- Tighten Up
- Howlin` for You
- She`s long gone
- The Only One
- Ten Cent Pistol
- Lonely Boy
- Dead and Gone
- Hell of the Season

  • Dan

    ох, класс. я даже не ожидал :) хотя да, Даниилы они талантливые ^^

    мне стало как-то стыдно, что я не очень знаком с этой группой. но впечатления заинтересовали (интересно еще с точки зрения синестезии, цветовых ассоциаций :))

    я нисколько не в курсе причины названия, но вот мое предположение: белые клавиши — чистые ноты, без альтерации. блюзовые произведения, насколько я помню, не обходятся только чистыми (мало что обходится, конечно, но эти, вроде, особенно )).

    а подробнее нам о клавишах может рассказать, например, veronisolntse, а?) да, у нас, конечно, пианистов много, просто у Вероники аватарка особенно убедительная )))

  • demnetlike

    “Чёрные клавиши” для меня одни из лучших в мире современного рока, что касается молодых команд. Хотя в приватном списке юных исполнителей они всё-же уступают первую строчку Mutemath. Обзор очень понравился. Красиво, беспристрастно, с умом. Молодец, Даниил, так держать!

  • strawberryfieldsforever

    demnetlike, какие же они молодые, десять лет группе.

  • demnetlike

    strawberryfieldsforever, и?это много? :D

  • zontik

    demnetlike, ну явно не молодые. 50% тех же инди групп распадаются задолго до приближения к этой отметке. :D

  • Сам являюсь огромным поклонником The Black Keys. Не могу сказать, что согласен со всем написанным, но обзор замечательный. Спасибо, Даниил! Давно ждал чего-нибудь подобного о своих любимцах на “птичке”. Спасибо!

  • Kobo

    классная статья) но… мне кажется что с альбома brothers они стали спускаться в кал, а элькамино вообще разочарование года для меня

  • fromv

    просто каждому свое!
    кому раннее творчество, кому зрелое?
    мне второе.

  • Denis

    Обзор хороший, чувствуется, что написано с любовью.
    Лично я люблю поздний The Black Keys (последние три альбома), любимый и самый музыкально сильный – Brothers.
    В начале обзора есть классная фраза:
    ” Конечно, для большинства простых смертных, ничего не сведущих в современной музыке, это просто очередные янки, играющие блюз-рок, которых полно в Америке. Так и есть, точнее так и было до недавнего времени. А сейчас The Black Keys – хэдлайнеры мировых гастролей и фестивалей…”
    Получается, что я тоже из тех “несведущих”, так как считаю, что на первых альбомах группа ни дать ни взять, одна из миллионов, каких навалом, очередные подражатели The White Stripes. Но вот начиная с “Attack & Release” – зрелая, самобытная группа со своим саундом и уже со своими подражателями. Например, теже недавние австралийцы со своим ганом (автор имеет ввиду австралийцев The Rubens – прим. всезнающего Зонтика). ))

  • Elvirsky

    Denis, всё предельно просто: простые смертные врят ли даже знают о них, более продвинутые где-то слышали, и считают их глупыми янки-боями, какими они и были до недавнего времени, ну а ценители их просто любят, кто ранних, кто – нынешних (мне например тоже последние альбомы нравятся больше) – так понятнее?

  • leoreek

    Два месяца назад я был простым смертным, зная у них только lonely boy & nova baby. Но после прочтения статьи, да простит меня автор, я не побежал слушать их альбомы.
    Лишь пару недель назад я решил с ними познакомится основательно, но не полностью: в айтюнс первый и последний альбом.
    У меня ассоциаций с Новым Орлеаном 20х не возникает, никогда там не был в то время, но первый альбом – полный глоток свежего, а может грязного и
    сырого воздуха, как и эти роскошно звучащие гитары. Да, они звучат так сыро, но так хорошо, каждая струна звучит как целый коллектив, всё это переливается из одной песни: отрывистый вокал и бэнды на гитаре. Этот альбом держит и держит, и я наслаждаюсь им каждый раз. В этой лоу-файной пластинке есть что-то теплое (да, гитары, но еще и атмосфера), тлеющая сигара и чувство, что с тобой делятся чем-то очень откровенным.
    А вообще к чему все эти слова, гитара ! гитара ! гитара ! она потрясающая

  • Никита

    Комментариев маловато, не пробовали покупать на wpcomment?

* обязательно для заполнения

* обязательно для заполнения


* Часто комментируете?
Зарегистрируйтесь, и Вам не придётся заполнять поля имени и почты. Вы также сможете настроить собственный аватар, рассказать немного о себе, оставить контактную информацию. Кроме того, для зарегистрированных пользователей доступны дополнительные функции и сохраняются баллы, полученные за участие в интерактивных рубриках.

Если Вы уже наш зарегистрированный читатель, тогда Вам необходимо авторизироваться.

Последние комментарии

Ещё в разделе "Обзоры"

Эй, гость!
Чем я могу помочь?